Время работы:
с 7.30 до 18.00
Телефон:
8 0232 25-96-57
Адрес:
ул. И. Мележа

дом8а

 

Адаптация к детскому саду у каждого ребенка и его семьи проходит по-разному. Одни дети адаптируются легко, другим требуется время и дополнительная помощь родителей и педагогов.

Случается, что ребенок никак не может привыкнуть к переменам в своей жизни. Каждое утро начинается слезами, в выходные дни малыш тревожно спрашивает: «А мы завтра пойдем в сад?» Здоровье ребенка ухудшается, а частые простудные заболевания только растягивают тревоги всей семьи. Порой родителям бывает проще смириться с тем, что их ребенок «не садовский», и найти возможность оставить малыша дома. А ведь сложности адаптации на 90 % зависят не от ребенка, а от окружающих его взрослых. Подготовка к посещению детского сада, стиль воспитания и общения, принятый в семье, поведение родителей и других родственников в первые дни посещения детского сада и многое другое создает основу будущей адаптации. Мы рассмотрим основные подводные камни, которые подстерегают семью на этапе подготовки к детскому саду и начала его посещения, а также возможности их избежать.
Типичные ошибки родителей при подготовке к детскому саду
1. Излишняя серьезность. Некоторые семьи собираются в сад так, как будто готовятся к ведению боевых действий. Не стоит заострять внимание ребенка на предстоящем событии, и уж тем более, рассказывать ему о предстоящих трудностях («Воспитательница тебя будет за это ругать!», «А вот в садике все придется делать самому!»).
2. Волнение взрослых, демонстрируемое ребенку. Мама переживает и волнуется. Это естественно. Однако малыш должен видеть Ваше спокойствие и уверенность. Постарайтесь «снимать стресс» без участия ребенка. Расскажите о своих волнениях подруге, родственникам, живущим далеко. Но в разговорах в семье (особенно в присутствии ребенка) должна быть только радость предвкушения грядущих перемен. Это замечательно, что малыш стал таким большим, что может пойти в детский садик, познакомиться там с новыми детьми, играть с ними в интересные игры! Он, конечно же, будет все рассказывать маме вечером, а мама расскажет, как прошел ее день на работе. Отдельно стоит обратить внимание на старших родственников, если они живут с семьей. Бабушки иногда склонны преувеличивать грядущие трудности, и даже если сами родители уверены в необходимости посещения детского сада, замечания бабушек и дедушек могут создать у ребенка двойственное отношение к предстоящему событию. Постарайтесь в первую очередь успокоить именно их.
3. Желание «продлить детство». Иногда взрослые рассуждают примерно следующим образом: в детском саду ребенку будет тяжело, придется многое делать самостоятельно, пусть хотя бы теперь вволю почувствует родительскую заботу. И, окружая заботой, лишают ребенка возможности развивать свою самостоятельность. А ведь если ребенок не научится дома элементарным навыкам самообслуживания, в детском саду ему придется не только привыкать к новой обстановке, но и одновременно учиться новым для него вещам (держать ложку, самостоятельно проситься в туалет, одеваться и раздеваться и т. д.). Воспитатель, конечно же, поможет такому ребенку, но зачем малышу дополнительные трудности? Практика показывает, что, чем самостоятельнее дети в вопросах обслуживания себя, тем легче они адаптируются к детскому саду.
4. Запугивание садиком. Крайний случай воспитательных воздействий в семье: «Вот пойдешь в садик, там тебя научат!». В этом случае «садик» — это такое наказание, а воспитательница — страшная «бука». И как малыш воспримет осуществление этого «наказания»? Иногда родители вспоминают про грядущее посещение детского сада исключительно с благими намерениями: «Одевай колготки сам, тебе скоро идти в детский сад, там придется быть самостоятельным!». Думается, после таких слов на месте ребенка вы бы и сами постарались как можно дольше демонстрировать родителям свою неумелость и несамостоятельность, чтобы они не отдали вас в «страшный детский сад».
5. И, наконец, полное сосредоточение родителей на ребенке. Мы не имеем в виду воспитание по типу «кумир семьи». В самых гармоничных семьях, где дети самостоятельны, активны, общительны и вполне готовы к посещению детского сада, родители иногда допускают ошибку планирования собственной жизни. Пока ребенок был дома, мама была «при деле». Это дело осознавалось и одобрялось всеми членами семьи. А что мама будет делать, когда ребенок пойдет в детский сад? Ловушка, в которую может попасться семья, зовется «мамина неуверенность в себе». Иногда предстоящий выход на работу может в глубине души тревожить маму («не справлюсь, не оценят так, как ценят меня дома»). Мама подсознательно ищет возможность избежать этого стресса. И очень быстро находит. Чуткий к маминым проблемам ребенок начинает болеть, капризничать, никак не может привыкнуть к детскому садику, — ну какая теперь работа! Еще сложнее бывает смириться с переменами неработающим мамам. Все их время до сих пор за¬нимал ребенок, которого теперь приходится отдавать «чужой тете». Если мама срочно не найдет себе новое дело, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту, ребенок, скорее всего, также не привыкнет к детскому саду.
Как видите, сложностей адаптации, которые создают ребенку сами родители немало, но их можно избежать, если знать заранее, что же делать, если ребенок уже попал в ловушку «тяжелой адаптации»? Он плачет, мамино сердце разрывается от боли, работа, на которую приходится все же идти, кажется ненавистной, совесть бьет во все колокола. Отложить посещение детского сада или надеяться на лучшее? Сменить группу, садик? Вызвать бабушку для присмотра за малышом? Попробуем рассмотреть ситуацию последовательно и спокойно.
Для начала родителям следует решить следующий вопрос: действительно ли посещение детского садика является необходимым? Если вы отдали ребенка в сад «на пробу», потому что «детям положено в этом возрасте ходить в сад» или еще по какой-то причине, не имеющей статуса непосредственной насущной необходимости, очевидно, вам стоит прекратить эти взаимные муки. Ребенок безошибочно распознаёт вашу неискренность и чувствует предательство. Практика показывает, что в 80 % случаев «тяжелой адапта¬ции» мамы малышей являются неработающими домохозяйками. А как объяснить ребенку необходимость разрыва с мамой, если у нее нет объективной нужды «оставить малыша под присмотром тети»?
Если все же посещение сада является необходимостью, от которой нет возможности отказаться, тогда родителям в первую очередь необходимо заняться собственным душевным самочувствием. Вспомним Карлсона; «Спокойствие, только спокойствие». Даже если вы так тщательно скрываете собственное волнение и тревогу, что уже сами их не замечаете, ребенка вам не обмануть. А если мама волнуется, значит есть причина! Еще хуже выглядит явная тревога.
В моей практике был случай, когда мама никак не могла уйти из детского сада: отдав ребенка в группу, она стояла под дверью, ходила по коридорам, подбегала к окнам. Все это время ребенок был неутешен. Однако стоило только маме уйти подальше (мы уговаривали ее сходить в дальний магазин, домой за сменными вещами), как мальчик сразу же успокаивался.
Помните, ваш ребенок — это зеркало вашего самочувствия. Не мучайте его своей тревогой! Если мама не может взять себя в руки, пусть ребенка в детский сад на первых порах отводит папа.
Ритуал прощания. Беспокойным, тревожным детям часто помогает легче пережить разлуку с матерью специально разработанный «ритуал прощания и встречи». Это может быть обязательный поцелуй в лобик, прощание в окошке, вручение маминой вещи «на хранение» и т. д. Основные правила:
  - ритуал надо разрабатывать вместе с ребенком и «утверждать» еще до того, как вы зайдете в раздевалку;
   - ритуал прощания должен быть кратким.
Если вы обговорили один поцелуй в лобик, а затем «махание в окошко», то никакие уговоры и слезы не должны изменять этот ритуал. Просьбы «побудь еще немного», крик, плач и так далее не должны заставить вас пойти на поводу. Скажите спокойно и твердо: «Ты дал мне "бусю", а теперь я иду к окошку и жду, что ты мне помашешь ручкой. А вечером (после обеда, прогулки) я приду за тобой». Твердость и спокойствие проявить нелегко, но необходимо.
Даже если у вас есть возможность «иногда, в крайних случаях» оставить ребенка дома (не пойти на работу, вызвать бабушку), к таким мерам лучше не прибегать. Если можно остаться дома сегодня, почему нельзя сделать это завтра, послезавтра?
Болезнь, конечно же, заставит вас прервать адаптацию к детскому саду, но для того, чтобы после болезни ситуация не ухудшилась, необходимо соблюдать определенные правила поведения. Вы должны продемонстрировать ребенку, как вас огорчает его болезнь, необходимость пропустить работу, а также необходимость прервать его общение с новыми друзьями, замечательной воспитательницей, такими красивыми игрушками. И как вы будете рады за своего малыша, когда он поправится и сможет продолжить та¬кое увлекательное познание нового мира детского садика!
Не замыкайтесь в своих проблемах. Воспитатели и специалисты детского дошкольного учреждения всегда готовы прийти к вам на помощь. Не стоит бояться «нагружать» окружающих своими трудностями. Психолог сможет оказать необходимую поддержку и вам, и вашему малышу, найти тот стиль поведения, который поможет вам обоим справиться с тревогой, напряжением. И чем раньше вы обратитесь за помощью, тем лучше будет для вас и для вашего ребенка.
    

footer