Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется все многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний. Чащaе всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия. Стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы начиная уже с раннего возраста.
Снижение амортизационных свойств свода стопы существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации, а также травматизации межпозвонковых суставов и возникновению болей в спине. Одностороннее снижение свода стопы - справа или слева - приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза.
С первого года жизни и на протяжении дошкольного возраста происходит формирование свода стопы. В дошкольном возрасте отмечается относительно большая подвижность связочного аппарата сустава, что обусловлено большей эластичностью мышц, связок и сухожилий, чем у взрослых.
В норме стопа представляет собой полусвод. Резко выраженное уплощение свода стопы называется плоскостопием.
Плоскостопие – нарушение формирования свода стопы, наиболее часто встречающееся среди детей дошкольного возраста, характеризующееся быстрой утомляемостью, головной болью, нарушением походки у детей.
Плоскостопие среди детей до 5% имеет наследственное происхождение. Поэтому родители, страдающие плоскостопием, обязательно должны своих детей консультировать у ортопедов.
У детей дошкольного возраста плоскостопие встречается довольно часто - в 20-40% случаев. Это связано со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов, одним из которых является неправильно подобранная обувь. Она должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и во время ходьбы под влиянием нагрузок. Если в обуви нет припуска, то при удлинении пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние - могут появиться потертости, мозоли.
Подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребенка.
Спортивную обувь (кеды) используют только на физкультурных занятиях, занятиях в спортивных секциях и на утренней гимнастике. Для повседневной носки она не годится, в ней трудно ходить по жесткому полу, асфальту и мостовым. Кроме того, кеды имеют подошву и часть верха из литой резины, а это усиливает прогреваемость ног и их потливость летом и переохлаждение осенью и зимой.
Важным элементом обуви для дошкольников является каблук, высота которого влияет на распределение нагрузки на различные отделы стопы, ее положение. При отсутствии каблука увеличивается нагрузка на свод. При небольшом каблуке свод, наоборот, разгружается за счет перераспределения нагрузки с увеличением ее на передний отдел. Слишком высокий каблук делает нагрузку на передний отдел стопы чрезмерной - это приводит к снижению поперечного свода и формированию поперечного плоскостопия. Поэтому, высота каблука не должна превышать 5-10 мм. Такой каблук увеличивает свод стопы, ее рессорность, защищает пятку от ушибов, смягчая удар о твердую поверхность при ходьбе, и, кроме того, повышает износоустойчивость обуви.
В профилактике плоскостопия особое значение имеет наличие в обуви фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу. Наряду с фиксированным задником обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части.
Профилактике плоскостопия способствуют специальные гимнастические упражнения. Так, ходьба на носках выполняется на уменьшенной площади опоры и требует напряжения мышц голени и стопы, что укрепляет свод стопы. Короткий шаг, меньший взмах руки способствуют выпрямлению позвоночника. Ребенок выполняет разные виды ходьбы: ходьбу на наружном крае стопы («косолапый мишка»); ходьба «крадучись», на полусогнутых ногах; босиком по лежащей на полу ребристой лесенке с захватыванием ее перекладин пальцами ног; ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок; ходьба по ребристой доске; ходьба на месте, не «отрывая» носки от пола; перекаты с носка на пятку; прокатывание палки (диаметр 3 см.) вперед – назад; катание шарика стопой; поднимание пальцами ног шариков и т.д.