Исследования показывают, что малыш уже в 6 месяцев предпочитает изучать человеческое лицо. Оно ему интересно. Со временем идет разделение: девочкам интереснее выражение лица, мальчикам – его геометрические формы. Наверное, уже отсюда закладывается начало детской игры, когда девочки выбирают кукол и зверюшек, а мальчики – кубики и конструкторы. Понятно, что в разное время они могут играть с другими игрушками, но теории вырастают исходя из предпочтения большинства.
Младенец первого года жизни не играет с игрушками, он ими манипулирует: перехватывает погремушку, стучит ею по кроватке, бросает кубики и т.д. Пока он не знает назначение предметов и знакомится с миром вещей хаотично. В год жизни видно, что ребенок уже хорошо научился захватывать игрушки, может надевать кольца на пирамидку, строить башню из кубиков, но еще часто он использует предметы не по назначению, не знает их функций: ложкой может гладить себя по голове, карандаш бросать в ванну. Только на рубеже второго-третьего года жизни малыш овладевает функциями предметов и начинает самостоятельно делать с ними то же, что и взрослые: есть ложкой и рисовать карандашом. Так идет становление первой игровой деятельности.
В первые годы жизни главным участником игр малыша является, конечно, мама. Она генерирует идеи, у родительницы есть воображение, чтобы из простейших бытовых предметов придумать увлекательное занятие. Именно поэтому малыш на ранних этапах предпочитает общение и игру со взрослым – у него пока нет опыта, чтобы придумать что-то самому. Малыши первых лет жизни не играют друг с другом по вышеописанной причине, им пока нечего предложить, нечем обменяться. Дети могут быть интересны друг другу по причине внутренней схожести, если они и взаимодействуют на данном этапе, то это просто совместное манипулирование предметами: вместе возят коляски, вместе носятся, вместе катают машинки. Психологи называют этот этап «игра спиной к спине», когда у каждого свое занятие, а общих игровых цели и отношений, сюжета пока нет.
Когда ребенок подходит к рубежу 3-4 лет, у него появляются зачатки ролевой, сюжетной игры. Малыш не просто катает машинку, а строит гараж, играет в стоянку или заправку, чинит транспорт, едет на нем куда-то по делам, придумывает небольшую историю. Когда ребенок немного овладел представлениями о человеческой жизни и ее разнообразии, у него появился свой маленький, но все же опыт, малыш становится способным придумывать. Если ребенок приходит в сад около 4-5 лет, уже видно, что его действительно туда тянет, уже становятся интересны сверстники.
Детская ролевая игра (в доктора, школу, дочки-матери, войнушка и прочие сюжетные игры) может сделать то, что не в силах исполнить самый профессиональный учитель. С ее помощью ребенок учится с легкостью и радостью, развивает все психические процессы (память, внимание, речь, мышление, воображение) незаметно и эффективно. Дошкольникам надо обучаться только так, они пока не в состоянии сесть за парты и сосредоточиться волевым усилием. В одной игре надо сидеть как мышка и не пошелохнуться, чтобы тебя не обнаружили. Так развивается волевая концентрация. В другой игре надо запомнить волшебные слова, чтобы найти клад. Так развивается память. В третьей игре надо быть начеку и не пропустить своей карточки в лото, потому что выиграет тот, кто первым закроет свою большую карту. Так развивается внимание. И так далее.
В ролевой игре ребенок часто подсознательно проигрывает разные ситуации, которые вызвали у него сильные эмоции: страх, злость, обиду, радость. Такое развлечение лечит повторением травмирующего опыта, только понарошку, когда обидчик не может навредить, а малыш сильный и может с ним справиться.
Игра для ребенка то же самое, что планирование своей деятельности для взрослого. Перед любым значимым событием в жизни надо подготовиться, в уме просчитать, порепетировать, что мы будем говорить и делать. Если не готовимся к важным вещам, то можем сесть в лужу. Вот и ребенок, когда в ролевой игре повторяет действия взрослых (лечит, учит, воспитывает, воюет, строит), репетирует, готовится к важному для себя событию – взрослой жизни. Ну нельзя без подготовки человеку. Если он не успел потренироваться в детстве на игрушках, то во взрослой жизни чувствует себя неуверенным, может оказаться не на высоте. Может, поэтому взрослые, рано лишившиеся детства, доигрывают, нагоняют упущенное и в 30, и в 40 лет, и пока не натренируются, не чувствуют себя по-настоящему зрелыми.
В игре ребенок отрабатывает все социальные и личные навыки. Девочка учит свою куклу: «Куда ты пошла за стол, ты еще зубы не почистила». Мальчик обращается к своему товарищу по игре: «Пленного бить нельзя, это нечестно». Все нравственные и моральные понятия ребенок отыгрывает и закрепляет. Особенности отношений между людьми он выстраивает между игрушечными, но для него совершенно реальными персонажами. Поэтому покупая игрушки детям, надо обязательно смотреть, как они оформлены. Если вы понимаете, что ребенок учится в игре различать плохое и хорошее, доброе и злое, у него должны быть игрушки, которые помогут в этом, а не наоборот. Современные герои, куклы, солдаты стали очень агрессивны и некрасивы. Ужасно, что сегодня можно не понять, где добрый герой, а где злой – оба одинаково безобразны и полны злобы. Такие игрушки дезориентируют ребенка, смещают его понятия в сторону бесчувствия. После игры с таким персонажем ребенок не может вместить в себя элементарных понятий о том, как ведет себя плохой человек, а как хороший.
В большую жизнь наигравшийся (натренированный) ребенок выходит без большого страха: где-то он все это видел, только в уменьшенном варианте. Игра – это взрослая жизнь в миниатюре. Она по силам малышу, который сам пока миниатюрен. С этой точки зрения ребенку не нужны реалистичные игрушки, у которых все уже продумано и все предельно ясно (куклы со сформированными женскими формами). Малышу пока нужен детский мир, который он сам может превратить во что угодно. Кукла с уже готовым гардеробом, домом, предметами быта неполезна ребенку, потому что с ней нельзя развить воображение и мышление. За малыша все уже сделано, ему остается только манипулировать этой куклой. Ведь девочка это уже не младенец с соской, которой куклу хочется только носить.Самая интересная кукла – та, которую нужно самой одеть, допридумать, доделать, даже черты лица дорисовать. Она является источником творчества.
Любимый персонаж – это не просто вещь. Это друг и товарищ по играм. В каком-то смысле, это даже заменитель родителей: когда ребенок один и не с кем поговорить или родители ночью далеко, а игрушка рядом, под боком. В ней есть что-то, близкое маленькой душе. Внимательные мама и папа могут понять, что не говорит им малыш о своих чувствах, глядя на его взаимодействие с любимой игрушкой.
В завершение хочу сказать, что если бы мы полностью отдавали себе отчет, что в дошкольном детстве ребенок должен не ходить по студиям развития, а играть, то наши дети были бы гораздо прилежнее в школе (интерес к которой может быть отбит после не одного года дошкольной подготовки) и спокойнее в жизни.